
Замруководителя ФНС Юлия Шепелева доложила, что новоиспеченное подразделение будет заниматься россиянами с доходами более 500 млн рублей в год, а зваться оно будет Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам №10.
На ее учете стоят уже 300 человек, чей годичный доход превышает полмиллиарда рублей. Однако это число внушительно вырастет, поскольку усложнятся критерии внесения в этот список — с тем, чтобы богатые россияне для ухода от налогов не занимались розыском вариантов реструктуризации своих активов.
Например, доход будет оцениваться не за один-одинехонек год, а за два, причем не сплошь. Это позволит сохранить в поле зрения инспекции людей, активы которых снизились из-за кризиса или какой-то сделки. Основанием для постановки на учет в VIP-инспекцию станет также наличность у человека контролируемых иностранных бражек. Причем этот критерий может применяться, даже если человек зарабатывает менее 500 млн рублей. Для сбора и разбора будут использоваться настоящие, какие ФНС получает по автоматическому обмену информацией с иными местностями. В предбудущем на учет в новоиспеченной инспекции будет ставиться сразу дом миллионера, то есть будет учитываться ее совокупный доход. Впопад, подобный подход применяется в других странах.
Повышенное внимание к доходам богатых вполне оправданно, считает директор Фокуса конъюнктурных изысканий НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. «Безотносительно нормально, что в поле зрения налоговиков будут быть бизнесмены, владеющие доход от 500 млн рублей — это огромные гроши по российским меркам. На этих людей можно было бы и повысить налог на доходы до 30%, а вырученные гроши пустить на помощь бедствующим: ведь за чертой скудости в России близ 20 млн человек, а сверхбогатых у нас доколе нашли несколько сотен. При таких раскладах прогрессивное налогообложение было бы кстати», — полагает он.
Транзакционные маневры богатых должны быть известны налоговикам, заверен эксперт. По мнению Остапковича, если у предпринимателя легитимный интернациональный бизнес, то это не принесет ему серьезных потерь и каких-либо неудобств. Однако если фискальная служба обнаружит выпадающие течения по приходу или уходу оружий, в взаимоотношении законности деяний бизнесмена будут проведены проверки.
«Новоиспеченная структура в ФНС позволит держать ситуацию с денежными потоками предпринимателей под контролем, — полагает Георгий Остапкович. — Создание новоиспеченной инспекции — инициатива благоразумная. Если говорить о России, то в нашей стороне таковские большущие доходы имеют 100–200 фамилий. За ними надобно пристально следить. Даже президент Путин болтал, что надобно оставлять гроши внутри страны, чтобы они не прогуливались по офшорам».
Между тем налоговики век присматривали за богатеями. В начале нулевых годов было спецподразделение, какое курировало очень крупные братии, боготворившие дикие схемы оптимизации доходов, вспоминает руководитель ИАЦ «Альпари» Александр Разуваев. «Я бы снизил уровень мониторинга с 500 млн до 100 млн рублей. С учетом скачков курсов валют — это близ 1 млн евро, — говорит эксперт. — Стоимость активов, какими владеют наши олигархи, оценивается ныне в $400 млрд. В США ставку налога на активы ныне рассматривают на уровне 3%. То есть российские крупные владельцы бизнеса при подобный ставке налога на барахло каждогодне могли бы дать бюджету близ $12 млрд, это близ 1 трлн рублей — очень значимая сумма для дефицитного российского бюджета».
комментариев