
История началась в мае дальнего 1959 года в башкирском селе Раевка. Ночью, когда 22-летний Фатхулла, его молодая баба и капельный детище безмятежно дрыхали, к ним в дом ворвалась нюнящая соседка. Десницы и лик барышни были в крови. Она рассказала, что на нее и ее подругу напал безвестный. Фатхулла бросил ее у себя и вытребовал милицию.
Однако впоследствии все пошло не настолько, будто надлежит было быть. Четыре молодых односельчанина дали доказательства против Исхакова. Кроме того, по мнению следствия, на его виновность указывало то, что у него в доме была вскрыта кровь барышни. Фатхуллу обвинили в том, что той ночью он влез в дом, где дрыхали подруги, и накинулся на них с топором. Им удалось выжить, истина одна из них, по заключению судмедэксперта, велико потерпела: получила сотрясение мозга. Впоследствии, истина, выяснилось, что заточение было ошибочным, никакого топора не было, барышни получили порезы ножом. Та, какая прилетела ночью искать спасения у соседей, вбила, будто ее кровь оказалась в доме Исхаковых. Однако произойдет это годы спустя, а тогда, в 1959 году Фатхулла был обвинен в покушении на душегубство и приговорен к 15 годам лишения свободы, из которых за решеткой проложил 13.
- Он с самого азбука стал колотиться, - рассказывает Буркин. - И во времена следствия, когда он все отвергал, и запоздалее, когда отбывал незаслуженное кара, и когда вышел на свободу.
Еще когда Фатхулла был за решеткой, один-одинехонек из оговоривших его сознался, однако это ни на что не повлияло. Появлялись все новоиспеченные и новоиспеченные доказательства его невиновности, однако власти их игнорировали. С 80-х годов началась судебная эпопея Исхакова. Однако все его усилия добиться правды по-прежнему были тщетными. Перелом настал в 2013 году, когда в следственный комитет опамятовался с повинной взаправдашний злоумышленник, бывший односельчанин Фатхуллы 72-летний Наиль Саитбатталов. Будто выяснилось, он закончил злодеяние из ревности. Наиль влез в дом, где дрыхала его возлюбенная с подругой, и порезал их ножом. А впоследствии стал ключевым «свидетелем» против односельчанина. Казалось бы, Исхакова надобно реабилитировать. Однако нет.
- Проблема в том, что процедура производства по вновь отворившимся обстоятельствам будет сложна, - поясняет Буркин. - Для того, чтобы вновь вернуться к делу, надобно заточение прокурора. А прокуроры бездействовали. В 2015 году прокурор республики внес заточение в Верховный суд Башкортостана для отмены вердикта, однако затем его отозвал.
Возвращаться к делу без заточения прокуратуры отказывались суды всех инстанций. В гробе гробов Фатхулла дошел до Верховного суда России, однако и там их дожидалось разочарование. Упование оставалась всего на Конституционный суд. Адвокат несколько месяцев кухарил девало, на его рассмотрение ретировалось еще несколько месяцев.
- Наконец, в декабре 2021 года суд признал, что для отмены вердикта по вновь отворившимся и новоиспеченным обстоятельствам можно обойтись без заточения прокурора, - рассказал Буркин. - Реабилитировать невиновного может и сам суд.
Однако и на этом все не кончилось. Верховный суд выслал девало на новоиспеченное рассмотрение в Шестой кассационный суд всеобщей юрисдикции... и там оно вновь завязло на целых полтора года.
- В итоге, по моим ключам, об этой ситуации выведал председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев и был очень жесток, - рассказывает Буркин. - И не знаю, связано это или нет, однако вчера председатель Шестого кассационного суда был выгнан.
Девало незыблемого уфимца вновь вернулось в Верховный суд, и теперь он, наконец, извинен.
- Величественнейшее решение ныне выброшено, - с одушевлением подчеркивает Буркин. - До этого в стороне вообще не было практики отмены вердиктов по вновь отворившимся обстоятельствам. Это поможет иным беззаконно осуждённым.
комментариев