
4 июня, в день святой Троицы, на 50-й день Пасхи(Пятидесятница), в Храме Христа Избавителя все-таки выставили самую известную на Руси икону. «Троица» Андрея Рублева пришла в собор на спецтранспорте запоздалым ввечеру 3 июня – в 20.20 ее завеяли в ХХС. Процесс погрузки и распаковки хрупкого шедевра опубликовал Минкультуры РФ. Икону ввели в заблаговременно подготовленную капсулу – ту самую, в коей она была в Лавре былым летом и после коей реставраторы зафиксировали капитальные ухудшения состояния «Троицы». За пару часов до того Патриарх Кирилл побывал в Троицком соборе, где поклонился мощам Сергия Радонежского и обнародовал, что образ Рублева останется на Храме Христа Избавителя на год, а после будет передвинута сюда – в Троице-Сергиеву лавру. Поутру он проведет Литургию в Храме Христа Избавителя, после чего верующие смогут прийтись подомашнее к иконе и поклонится образу.
События вкруг «Троицы» разворачиваются драматически. Крива нашла на камень – музейное сообщество схлестнулось с православным. Однако будто ни убеждали реставраторы и отставленный отец Леонид Калинин, что древней монумент вывозить из Третьяковской галерки опасно, икону все-таки перевезли. Вопрос о том, сколько она пробудет в Храме Христа Избавителя остается разинутым: Минкультуры РФ заявил, что до 18 июня, вопреки объявлению Патриарха. Вероятно, сквозь две недели она вернется в Третьяковскую галерею на реставрационный осмотр, чтобы впоследствии опять уехать из музея. Времена покажет. Сейчас можно с уверенностью говорить лишь о том, что РПЦ и Патриарх индивидуально сделали все, чтобы самая знаменитая на Руси образ влетела на богослужение собственно 4 июня.
Этот день – праздник святой Троицы или Пятидесятница – называют настолько же днем рождения Церкви. Сообразно книжке Деяний апостольских, составленной евангелистом Лукой, в этот день приключилось сошествие Святого Духа: в Сионской горнице, где Господь закончил Тайную вечерю, в третьем часу дня(девятом по современному счету)«внезапно сделался гул с неба, будто бы от несущегося большого ветра, и заполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, будто бы огненные, и почили по одному на всяком из них. И исполнились все Духа Святаго, и взялись говорить на иных языках, будто Дух вручал им провещевать». Предание гласит, что в этот день тысячи людей уверовали и встретили крещение. Историки утверждают, что официально праздник был утвержден на втором Вселенском соборе в Константинополе в 381 году, где и было сформулировано учение о Тройке: Господь монолитен в трех лицах — Родителя, Сына и Святого Духа.
На Руси иконы Троицы катали и до Андрея Рублева, однако его образ – первая самостоятельная композиция, какая не копирует византийские образцы, а предлагает собственное символическое изображение троичности Господа. Всякая деталь заполнена резоном. Головы ангелов склонены в безгласной беседе, а лики похожи, что говорит о триединстве Господа. Сюжет иконы отсылает к Книжке Бытия – первому ветхозаветному сюжету о явлении Господа Аврааму и его бабе Сарре, где говорится о том, что Господь монолитен в трех лицах. Эта библейская притча – своего рода пророчество тех событий, какие случились, соглано писанию, запоздалее. «Господь заявился вновь Аврааму возле дуба Мамре в облике трех мужиков, какие, вне сомнения, были ангелами, алкая кое-какие полагают, будто один-одинехонек из них был Христос, и утверждают, что Он был видаемым до того, будто заявился во плоти», – взговорено в Дряхлом Завете. Собственно этих трех мужиков показал иконописец. За спиной центрального ангела видан тот самый дуб Мамре – символ мудрости. На столе, за каким сидят ангелы, – гуща с головой тельца: это с одной стороны еще одна отсылка к притче об Аврааме и Сарре(хозяин радушен и угощает ангелов), с другой – еще один-одинехонек символ – жертвенности Христовой и добродетельности, угодной Богу. Дом за спиной изнаночного ангела – собственно, дом Авраама, возвышенность за спиной левого – Храмовая гора, где была воздвигнута первая церковь. Впрочем, резон «Троицы» не ограничивается богословскими идеями, это знаковое философское и художественное вещица, по мысли искусствоведа Михаила Алтапова, поднимает человека «на высшую ступень», где он «лицезреет тайну бытия».
Мастер создает образ внутреннего «единомыслия», побеждающей тьмы и мраку – образ гармонии, согласия и любви, где мир дольний подобен раю. Самое поразительное в иконе – композиция: мир, «очерченный» фигурами ангелов, их взорами, столом, какой символизирует вечность и слитность, совершенство и покой. Рублевская «Троица» возвещена по принципу «золотого сечения». «Все показанное проникнуто абсолютным лирическим ощущением и обладает поразительным обаянием внутренней просветленной красоты, какое, будто и в произведениях Рафаэля, пленяет нынешнего зрителя», – замечает искусствовед, специалист по древнерусской иконописи, автор книжек о творчестве Андрея Рублева, Борис Дудочкин.
По мысли Патриарха, очевидно, что образ должна стать тем самым символом единения, какой надобен в неопределенные времена. Однако, по факту, опросы показывают, что 70% были против перенесения монумента древнерусского искусства и считают, что ему можно молиться в стенах музея. «Страсти по «Троицы», по крайне мере, на настоящий момент скорее поделили общество, чем свели.
комментариев