
Рассказывает Наталья, мама 8-летнего Миши, какой год назад стал первоклассником:
— Школа началась с нехороших поступков ребятенков — из мешка с обувью пропал ботинок. Миша видал — над ним подсмеиваются одноклассники, их десниц проделки. Было свежо, домой в сандалиях не пойдешь, прождал меня в школе до повечера. Я с фонариком лазила по беспроглядным лестницам, ботинок нашла невзначай, его спрятали за огнетушителем. Мне очень хотелось позвонить мамам из класса и нагрубить, однако я сдержалась. Доложила учительнице, потому что Миша измышлял поводы не выступать на уроки — его не принимали в компанию, и он болел. Учитель отреагировала профессионально, благодарствую ей, мальчуганы бойко сдружились.
Ксения — подросток. Училась посредственно, вдруг поднажала и на контрольной по математике одна из немногих справилась с плутоватой задачей. Домой опамятовалась оскорбленная, услышав от учителя: «Значит, списала». Родителей тоже истрепало педагогическое упущение. Они опамятовались повидаться с педагогом, и тот признал собственный профессиональный просчет.
Есть категория ребятенков, для которых напрямую выразить недовольство школьной жизнью затруднительно. Настолько, мама и папа Николая, мальчугана с ДЦП, удивились реакции сына на боготворимый им задание физкультуры — школьник нюнил навзрыд. Из длинного сбивчивого объяснения осмыслили основное. Одноклассник(это детище с глухотой, однако в другом плотски беспробудный)выкрикнул ахово передвигающемуся Коле: «Инвалид, ты виноват, из-за тебя мы продули!» Конфликт сошел на нет благодаря телефонному разговору родителей с мамой грубияна.
Заключительная участница нашего опроса — Олеся, мама Марка, окончившего 11-й класс. На этом образце занимательно наблюдать эволюцию взаимоотношения сына к школьным неурядицам. «Три первых года Марк без иеремиад отучился в важнецкой школе, — говорит Олеся. — Впоследствии мы переехали и записались в обычную, дворовую школу. Всякий день, безотносительно всякий, начинался со слов: «Я не хочу туда ходить». Класс был непростой, хулиганский, учительница обзывала всех идиотами. Безусловно, ребятенкам не нравилось. Сквозь год мы собрались уходить в подмосковную гимназию. Учитель выведала и взялась капать ему на мозги, что он не сверится и не сможет там учиться».
Однажды приключилось кое-что покапитальнее. Один-одинехонек из одноклассников стал выталкивать Марка на проезжую часть, другой снимал происходящее на телефон. «Пора пойти в школу и поговорить с классным главой и молокососами, — постановила мама. — Мальчишки алкая и хулиганистые были, однако важнецкие. Я не ругала, попросту спрашивала, почему они настолько зачислились, болтала о переживаниях за Марка. Учительница сидела возле и все времена их корила, неужели что подзатыльники не раздавала. Я выканючивала родителям ничего не рассказывать, ведь можно разобраться самим. Даже предложила для налаживания атмосферы вести в классе кружок журналистики. С первых дел детвора увлеклись: гонялись по школе, закатывались к учителям, взимали интервью. Впопад, самыми безбоязненными выказали себя те два хулигана. Взаимоотношения выровнялись, мальчишки были увлечены. Охота думать, я поддержала. Из школы все-таки ретировались в гимназию.
Вообще мы с сыном бессчетно болтали про школу, мне хотелось помогать ему справляться с возникавшими ситуациями. Чем он ветше становился, тем проще было его касательство. Будто будто у него иммунитет появился».
Ахово ученику — ахово учителю
Чтобы не сложилось ошибочного впечатления, будто мы поставили задачу заклеймить образовательные учреждения, а родителей возвести в ранг безгрешных бойцов за лева ребятенков, дадим слово представителю учительской специальности. На наши вопросы откликнулась педагог с 20-летним стажем Ольга Михайловна.
— Остаются ли у учителей при их занятости силы подумать о том, ахово ли подопечным в школе или важнецки?
— Детище, которому ахово, похож на ежа, колкого и захлопнутого. Ни в бельма посмотреть, ни сговориться, в любой момент нарвешься на «укол». Беспрерывные нервы. Охота гармонии. И нам очень величаво избавить его от негатива.
— Будто учитель понимает, когда ученик ходит в школу сквозь силу?
— Вопрос непростой. Сперва стоит разобраться, что значит «плохо в школе». Не охота заниматься, настолько будто учеба — труд?Не складываются взаимоотношения?Всякий день родители ждут учебных подвигов?Или сам мечтаешь о достижениях, а реализоваться и проявить себя не получается?
— Будто правило, детвора не скажут об этом. Будто же понять?
— Младшеклассник скорее начнет хулиганить: что-то сломает, столкнет пенал одноклассника с парты и т.д. Причем безгласно, без объяснения. В средней школе ученик к нерадивому поведению добавит словесную грубость: «Будто хочу, настолько и делаю». Перспектива беседы учителя с родителем помогает краткосрочно, проблем не решает.
Учителю надобно наблюдать, анализировать и непременно водиться. Ага, наша труд — задание за уроком, отчет за отчетом, мероприятие за мероприятием. Когда говорить?Пусть не выйдет долгих бесед, однако алкая бы дать ребятам, которых разрывает от обиды или несправедливости и вожделения нагрубить, возможность прийтись к учителю и высказаться, задать вопрос и получить ответ.
— С какими проявлениями младенческого возмущения вы сталкивались?
— Например, молокосос на уроке с периодичностью один в пять минут со всей силы ударял по парте ручкой. Дома его ругали за «двойки» и «тройки», попреки ввергли к неврозу. Другой мой ученик бессмертно протестовал. На лозунг учителей записываться на олимпиады выкрикивал: «Кто участвует — тот дебил». При этом участвовал, побеждал и окончил школу с красным аттестатом. Пятиклассница втихомолку устраивала мини-потопы: выказывала в школьном туалете кран и направляла воду между раковин. Кое-какие детвора в розыске конфликта втягиваются в разборки, выяснение взаимоотношений, вступают в группы компрометирующего содержания, пишут визгливые комментарии в соцсетях.
Дробный знак дискомфорта пребывания в школе — запоздания на задание после перемены. Той же причиной могу объяснить непробиваемую замкнутость ребятенка. Кроме того, с особым вниманием я отношусь к высказываниям субъекта «Жизнь — ад». Спрашиваешь почему. Ответа, будто правило, нет. Рассказываю, будто в жизни бессчетно занимательного, сколько путей и т.п. Деятельного подростка можно привлечь к коллективной жизни, рекомендовать, выговорим, в школьное самоуправление, если человеку не доставляет блаженства классическое обучение.
— Дробно ли учитель схватывается изменить поза?
— Гуще итого схватываются классный руководитель или учитель-предметник. Они видят способного ученика, столкнувшегося с проблемами в силу возрастных противоречий или семейных обстоятельств.
— Вы затронули тему завышенных родительских ожиданий. Опасная вещь.
— Нелегкая тема, в том числе для психолога. Вопрос беспременно вздымается школой, с родителями беседует классный руководитель. С амбициями родителей работать невообразимо сложно. Буквально ящик Пандоры.
— Чем учителю могут помочь родители, чтобы ребенку было в школе важнецки?
— Всем. Воспитание — командная труд. Изреките своим ребятенкам: учитель — человек, которому ты небезразличен. Если ученик в это поверит, нам станет воздушнее сотрудничать.
Когда родитель не психолог
Учитель лева: «плохо в школе» — понятие растяжимое. Добавим вариантов в начатый ею список.
Дома родители без выдохлись ругаются дружок с дружком — детище будет приносить этот психологический груз в школу и думать не об учебе. О прилежном выполнении заданий речь вяще не идет, успеваемость падает.
Хронические валяйся не дают сосредоточиться на уроках, оценки снижаются, и будто следствие — «плохо в школе».
Ученик перегружен уроками, кружками и секциями — ему или старшим жалостно чем-то из этого пожертвовать.
Долгожданная школа перестает радовать первоклассника сквозь неделю, капельный ученик излишне раздражен, плачет, ахово спит. Настолько проявляется пресловутый «синдромом седьмого сентября». По большому счету не школа грешна.
Не все из нас психологи, мы не вправе требовать от себя замечать все то, что завидел бы специалист. Однако от родительской наблюдательности зависит, как бойко придет профессиональная психологическая или медицинская помощь.
— Сын или дочь моргает, зажмуривая бельма.
— Беспрестанно негромко покашливает или хмыкает.
— Без гроба постукивает или подергивает ногой.
— Выказывает иные безотвязные деяния.
Спереди весь учебный год. Глядя на безукоризненные разлинованные тетрадки, мы склонны загадывать, что учеба ребятенков пройдет по линеечке, без перипетий. И все же вручайте заложим вероятность клякс. Доколе никому не удавалось жить по шаблону.
комментариев