Особенный день: шарики – планеты и другие приметы сочельника
Вообще-то, железно болтая, сочельников в православии два, 6 и 18 января, дни накануне праздников Рождества и Крещения. А звание у них взялось от слова «сочиво», это парадное обрядовое блюдо из риса или пшеницы с медом и сахаром. Собственно, оно очень похоже на кутью, которую едят на поминки, всего в сочиво кладется вяще лакомства, оно может содержать орехи и сухофрукты.
Несовпадение даты православного Рождества с католическим и протестантским, а также сам Новейший год, какой в нашей стороне встречено отмечать за неделю до Рождества, разумеется, приносит массу неудобств верующим, необычно ребятенкам. Всюду наряжают елки, дарят гостинцы, Деды Морозы веселят народ. А дома праздновать еще никто и не думает…
Таковое несовпадение дат праздника приключилось из-за того, что в XVI веке восточная церковь не признала реформу месяцеслова папы римского Григория XII. И продолжала использовать юлианский календарь, встреченный еще Юлием Цезарем. К XXI веку разница между двумя системами летоисчисления составила 14 дней. После революции 1918 года наша край все-таки перебежала на григорианский календарь. Однако церковь по-прежнему использует юлианский. Настолько зачислились не все православные страны, кое-какие празднуют Рождество 25-го. Однако, все-таки, 7 января, будто и в России, Рождество отмечают в Грузии, Сербии, православные Польши и Иерусалима.
Наряжать елки, строить вертепы, развешивать еловые лапы и венки в храмах начинают не беспременно 6 января. Там, где работы бессчетно, могут приступить к украшению и прежде, 3-5 января. Ель будто рождественское дерево олицетворяет мироустройство, космос. Шарики это планеты, фигурки ангелы, свечки или огоньки на елке — звезды. А на верхушке сияет, безусловно, Вифлеемская звезда, которую в советское времена изобретательно заменили на красную рубиновую.
Знаменитый 40-дневный пост перед Рождеством не все и не беспременно держат очень железно. Есть житейские обстоятельства, люд могут болеть, и все это понимают. Однако, алкая бы в последнюю неделю, а это собственно в это времена бушуют светские новогодние праздники, прихожан в храмах просят не вкушать мясо и лакомства, не употреблять алкоголь, не впадать увеселениям.
Полностью разгрузочный сочельник 6 января это тоже миф – иереи просят не есть ночью после 21 часа. А до того, наоборот, необходимо будто следует оригинальный, ведь еще надобно отстоять Рождественскую службу. Однако всего постной едой. То же сочиво разрешено в умеренных количествах съесть после утренней литургии.
И, наконец, по завершении поста первым едят вновь сочиво. Впопад, «после первой звезды» означает, что в святилище уже принесли свечу, символизирующую Вифлеемскую звезду. Настолько что, никто не сидит голодный и не ждет звезду с неба, будто кое-какие думают.
Вот после этого, наконец, можно начинать праздновать. Однако и стол верующего на Рождество выдается от всегдашнего новогоднего. У православных на Рождество всегдашне готовят 12 блюд: рыба, салаты, блины, супы. По традиции, большинство из них тоже постные. Алкоголь за столом традиционно не употребляют, встречено пить компоты, взвары, морсы.
На Рождество не венчают, не крестят ребятенков. Есть также поверье, что детвора, зачатые в эту ночь, неугодны Господу. В всенародной традиции также было масса заказов на Рождество. Невозможно шить, и вообще важнее избегать острых объектов, а хлеб или пирог порезать заблаговременно. Непосредственно 7-го и в ночь на Рождество, невозможно готовить и делать уборку – об этом надобно побеспокоиться загодя.
С иной стороны, начинаются мистические святки – настолько зовется стадия от рождественского сочельника до крещенского, от 6 до 18 января. И хоть официальная церковь, безусловно, гадания не одобряет, в эти дни на такую традицию смотрит сквозь пальцы. Святочные гадания с гребешком, с зеркалом и свечой, на иголках и прочее век считались самыми «приворотными», большими и неизменными.
Кое-какие этнографы связывают обыкновение гадать в эти две недели с зимним солнцеворотом, когда, задолго до прихода христианства, проводились похожие языческие обряды. Времена зимнего и летнего солнцестояния, остатнее знаменито, будто Иван Купала, считалось стадием, когда границы между мирами необычно проницаемы. Отголоском этих же обрядов почитается обыкновение колядовать на Рождество, надевать личины и шубы мехом навыворот и петь в таковом облике колядки. Алкая, за миновавшие века тексты этих песен тоже велико поменялись, теперь они все связаны с Рождеством.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
комментариев