Наши в Йемене: как выживают в горячей точке
Ольга переехала в Йемен в 2003 году. Вышла замуж за здешнего обитателя, опросталась двоих дочерей. В остатнее времена дом обосновалась в провинции, какой контролируют хуситы(США привнесли их в список террористов).
Я попросила Ольгу описать, каково это — соседствовать с хуситами.
— Хуситы — военизированная группировка, заключающаяся из мусульман-шиитов, — азбука собеседница. — В остатнее времена в группировку вступают и сунниты(последователи основного и наиболее бессчетного течения в исламе. — Авт.). Хуситы составляют 1/3 народонаселения страны. В жизни это всегдашние люд, миролюбиво соседствующие с суннитами. Наружного отличия нет. Молятся все в одних мечетях.
Например, мой благоверный — суннит, у него бессчетно дружков среди хуситов. Наши кратчайшие соседи тоже хуситы. Жительствуем дружно. Индивидуально мое взгляд: при хуситах жизнь стала здесь важнее и безобиднее.
Россиянка Ольга с мужиком.
Фото: Из индивидуального архива
— На какие гроши живут хуситы?
— Те, кто состоит в орудующей группировке, получают зарплаты военных. Их призывают на службу на три месяца, впоследствии они идут в отпуск. В безвозбранное времена подрабатывают в разных сферах.
— США и Великобритания продолжают наносить удары по военным объектам хуситов в Йемене. Какая сейчас обстановка в стороне?
— На настоящий момент — безмятежная. Однако век выищутся паникеры среди местных. После обстрелов люд запасались бензином, газом, мукой, настолько будто во времена обострения конфликта эти товары исчезают или велико дорожают. Однако доколе все нормализовалось. В торговле всё есть по ветхим стоимостям. Народ затих.
«Оружие есть утилитарны у всех жителей».
Фото: Из индивидуального архива
«Оружие носят для имиджа»
— Каково жить в одной из самых опасных местностей?
— Жизнь в Йемене не опаснее, чем в других странах. Я не говорю о районах, где идут боевые столкновения. Однако в столице Сане и других городах мы безмятежно сходим ввечеру и ночью на улицу. Жизнь в городах будто один активизируется задушевнее к вечеру, в это времена женщины совершают шопинг. А в провинции, наоборот, к ночи активность затихает. Я не опасаюсь ездить одна в неодинаковые города, дробно возвращаюсь запоздалым ввечеру.
— Я декламировала, что ездить в коллективном транспорте небезопасно?
— Многие женщины ездят в одиночку в коллективном транспорте. Я живу в Йемене с 2003 года и ни разу не ощущала трепета. Даже в 2016 году, в самый разгар войны, возвращалась из аэропорта Адана в Ибб на микроавтобусе.
— В стороне нет железной стези, автобусы ходят с перебоями. Это осложняет жизнь?
— Нисколько. Есть междугородные и интернациональные автобусы, микроавтобусы и легковые таксомотор. Например, от нашей провинции Махвит до столицы 250 км. Легковое таксомотор обходится в 2500–3000 риалов(900–1100 рублей)с пассажира. Маршрутный автобус по городу стоит 100 риалов(35 рублей). Междугородный автобус из столицы до Манфака(грань с Оманом)— 20 тысяч(7100 рублей), а это 2000 км. Таксомотор по городу — от 250 риалов(85 рублей). 20-литровая канистра бензина — 10 тысяч(3600 рублей).
— Индивидуальный транспорт для местных изображает роскошью?
— 90 процентов фамилий владеют машинами или мотоциклами. Есть семьи, какие имеют по две машины. Здесь это оружие для заработка, многие используют мотоциклы в качестве таксомотор. Временами можно увидеть автомобили-развалюхи, в которых детали подвязаны проволокой или веревками.
— На фотографиях туристов можно заметить, что на улицах городов бессчетно вооруженных людей.
— Оружие есть утилитарны у всех обитателей. Это скорее традиция, чем необходимость. Пошла она со времен, когда воевали кланами. Сейчас люд берут с собой оружие на всякий случай, когда едут в опасные районы или с фамилиями на далекие расстояния. В столице я не вижу бессчетно вооруженных людей — если всего приезжие из провинции, какие вооружаются скорее для имиджа. За 21 год жизни в Йемене я знаю лишь о нескольких случаях огнестрела по неосторожности. Еще не настолько давненько подбили одного человека, какой подглядывал и снимал на видео баб в чужих домах. Про разборки с перестрелками я ни разу не слышала, проблемы тут решают на кулаках.
«Иноземцам не рекомендуют путешествовать без проводников».
Фото: Из индивидуального архива
«Давненько никто не голодает»
— Йемен остается одной из самых бедных местностей. Пишут, что от истощения страдают 2 млн ребятенков, 7 млн человек будут на пороге голода. Это авария?
— На улицах городов бессчетно попрошаек, есть йеменские, однако большинство из Судана и Сомали. А вот статистика по недоедающим меня век удивляет. Я посещала многие регионы. Нигде не замечала страдающих от истощения, голодных ребятенков или взрослых. Йеменцы век готовы угостить. В любом ресторане вынесут еду для попрошаек, нищих. Когда мы едем в город, останавливаемся у мечети, чтобы благоверный помолился. Из ближайших домов нас приглашают на обед незнакомые люд. В мечеть приносят еду, питье, финики для тех, кто в пути или бедствует.
Мы тоже помогаем малоимущим соседям провиантами. В Рамадан накрываем столы для всех желающих. Настолько живет весь Йемен. Поэтому мне сложно представить, что детвора какой-то семьи умирают от голода. Этого не допустят соседи.
Ага, я видала бессчетно фото истощенных ребятенков, однако, думаю, они попросту больны, настолько будто здесь распространены генетические заболевания и родовые травмы.
— Один уж заговорили о голоде, расскажите, что едят йеменцы?
— Еда однотипная. Маломочные и богатые едят одно и то же, неужели что есть несходства в числе или присутствии мяса. Каждодневная еда у всех — рис. Дробно к нему добавляют овощи, мучное. Мясо покупают по пятницам, истина, маломочные ограничиваются курицей. Курица стоит 5 долларов(450 рублей), рыба — 1–4 доллара(89–360 рублей)за килограмм.
Расскажу, какие цены в магазинах. 5 кг риса — от 3 до 7 тысяч риалов(1100–2500 рублей), 5 кг сахара — 2500(900 рублей), 50 кг муки — 6000(2200 рублей), молоко — 300 риалов(106 рублей), спагетти — 250–350(88–125 рублей). 1 кг баранины — 4–6 тысяч(1400–2100 рублей).
«Макдоналдса» у нас нет. Однако иные рестораны, столовые, кафе, фастфуд водятся в большущем числе. Посредственный чек на семью из четырех человек выходит 10 тысяч риалов(3600 рублей).
На мой взор, жизнь в Йемене недорогая. У наших соседей уровень жизни внушительно басистее посредственного. В их семье шесть ребятенков, благоверный беспрерывной работы не имеет. В месяц на еду они тратят 20 тысяч реалов(7100 рублей). Наша дом из четырех человек — 60 тысяч(22 000 рублей). За аренду дома платим 40 тысяч(14 200 рублей). Воду взимаем из колодцев, электричество — это солнечные панели, поэтому оплат ЖКХ нет.
— Нормально жить без электричества и воды?
— Во многих регионах Йемена электричества нет. Люд используют генераторы и солнечные панели. Сейчас таковские панели есть утилитарны в всяком доме. У кого-то они работают всего на освещение.
Частная поликлиника, какая принадлежит нашей семье, и дом полностью работают на панелях. Функционируют все электроприборы — холодильник, стиралка... В поликлинике медоборудование работает тоже от солнечных батарей — УЗИ, лаборатория.
Центрального водопровода и газопровода в стороне нет. В всяком дворе роют колодцы. Если колодца нет, то воду покупают: по улицам ездят машины-цистерны. На крышах домов водятся многолитровые емкости для воды, от которых идет водопровод в дом. Канализация водится в всяком доме: при постройке дома готовят выгребную яму.
«Кинематографов нет, концерты не проходят. Из развлечений: поездки на море и в горы».
Фото: Из индивидуального архива
«На пенсию могут рассчитывать всего госслужащие»
— Безработных бессчетно?
— Бессчетно. Будто правило, это люд, какие не хотят трудоустраиваться. Алкая в стороне есть работники места.
Зарплаты зависят от стажа, квалификации, присутствия диплома и месторасположения. В деревне зарплаты недурные у меньшего медперсонала. Лаборант с трехлетним экспериментом получает 70 тысяч риалов(25 тысяч рублей), а после 5 лет — 120 тысяч(43 тысяч рублей). Медсестра — 50–100 тысяч(18–36 тысяч рублей). Врач-иностранец — 1500—2500 долларов(133–220 тысяч рублей). Банковские работники — 400 тысяч(142 тысячи рублей). Продавцы — 50–140 тысяч(18–50 тысяч рублей).
— Истина, что людам не доводится рассчитывать на держава?Пенсию получают не все.
— В Йемене на пенсию могут рассчитывать всего госслужащие. Пенсии переходят по наследству — к примеру, от благоверного к бабе или ребятенкам. Никаких других пособий в Йемене нет. На госслужбу попасть непросто. Должности получают те, кто окончил университет или иное государственное учебное заведение. Временами на ожидание места уходит год и вяще.
Работать в госорганах престижно. Брат благоверного 30 лет корпел в банке, в декабре вышел на пенсию. Заключительные годы получал 450 тысяч риалов(160 тысяч рублей)в месяц. Пенсия у него будет чуть крохотнее остатней зарплаты. Другой брат работает в городском управлении города Махвит, зарплата 170 тысяч риалов(60 тысяч рублей). Третий брат, фельдшер в государственном медкабинете, получает 90 тысяч(32 тысячи рублей).
— Богатые есть в стороне?
— Тут немало очень обеспеченных людей. Они занимаются бизнесом, работают в госаппарате, медицине.
«Мама опросталась десятерых, а чем я аховее?»
— Алкоголь в Йемене под заказом. Здешние нашли замену — наркотическое вещество кат, его жует вся край. Истина, что йеменцы беспрерывно будут под кайфом?
— Про алкоголь: прежде его можно было купить подпольно в некоторых отелях, будто сейчас — не знаю. Однако в районах, где растет виноград, кое-какие делают вино.
Кат жуют большинство местных. Однако он не дает состояния кайфа, будто наркотик, не вызывает привыкания. Кат перебивает видение. Его дробно жуют водители, какие едут на далекие расстояния ночью, чтобы не заснуть. Думаю, он придает бодрости. Кат выращивают в некоторых областях с подходящим климатом. Стоимость зависит от сезона и спроса. Капельный пучок стоит от 500 риалов(180 рублей). В несезон стоимость доходит до 15 000 риалов(530 рублей). Продают его всюду. Есть особенные базары ката, в городах его продают в магазинчиках.
— Половина народонаселения — это люд, чей возраст крохотнее 15 лет?
— Молодежи и ребятенков в стороне благопристойно, настолько будто тут бессчетно рожают. В посредственном в семье по шесть ребятенков. Многие рожают по благочестивым убеждениям, кое-какие очень любят ребятенков, некто не хочет и не умеет предохраняться. Отсутствие образования, воспитания тоже играет роль. От женщины можно услышать: мама опросталась десятерых, а я чем аховее?
— Уровень грамотности в стороне басистый?
— Уровень грамотности басистый за счет старшего поколения. Нынешняя молодежь оканчивает школу, многие получают длиннейшее образование. В Йемене есть университеты, посредственные особенные учебные заведения, частные и государственные школы. В деревнях девочки дробно оканчивают 6–9 классов. Кое-какие не хотят заниматься или не тянут программу.
— Медицина на каком уровне?
— В Йемене бессчетно частных и государственных госпиталей. В всякой большенный деревне есть несколько поликлиник. Оборудование госпиталей современное, персонал квалифицированный, бессчетно иностранных специалистов. Есть профильные больницы — гинекологические, глазные, стоматологические, онкология. Лаборатории, аппаратные изыскания — все доступно.
Поликлиника, коей мы владеем, будет в провинции. У нас водятся лаборатория, аптека, родильный зал, аппарат УЗИ. Многие в силу обстоятельств лечатся в долг. Дробно длительны не возвращают годами, у нас есть должники с 2011 года. Однако мы никому не отказываем. Малоимущих врачуем дарма или с большущими скидками.
— Говорят, из-за боевых деяний с 2014 года в Йемене свирепствует холера…
— Эпидемия холеры была один-одинехонек один, тогда бессчетно народу загнулось. Однако холера не свирепствует беспрерывно. За 21 год работы доктором мне влип всего один-одинехонек недужный с гепатитом В, какой привез болезнь из Саудии. Слышала про одного зараженного ВИЧ — тот дядька тоже вернулся из-за границы. В Йемене я не следила венерических заболеваний. Однако инфекций хватает, в основном кишечных, настолько будто многие не соблюдают гигиену. Умирают от таких заболеваний в основном деды и детвора. В равнинных районах бессчетно болеют малярией. Дробно бывает сальмонеллез.
— Тем не менее туристам рекомендуют делать кучу прививок перед поездкой…
— Туристам надобно соблюдать личную гигиену и не посещать сомнительные места общепита. Я ни разу не ладила прививки. Мы дробно в Сане, Ходейде покупаем уличный фастфуд, посещаем здешние рестораны, кафе и ни разу не заразились. Основное — мыть десницы и не пить воду из общих емкостей. Алкая здешние пьют и не болеют.
«Чем вяще праздников, тем веселее жить»
— В Йемене женщины ущемлены в своих правах: носят закрытую одежду, праздники не отмечают, в коллективном транспорте уступают места мужчинам… Никто не возмущается?
— Женщины не видятся поддетыми, никто не возмущается по этому поводу. Я не вижу особых заказов. Женщины носят обычную одежду, попросту на улицу надевают сверху абайю и плат. В транспорте баба не должна уступать пункт дяде. Что дотрагивается веселья — ага мы забавляемся вяще дядек!Свадьбы, праздники, вечеринки, посиделки, выходы в ресторан, чаепития с танцами — все это есть у баб. Попросту «мальчики идут влево, девочки направо», вкупе не сидим.
— В Йемене нет европейских марок одежды. За модой народ не следит?
— Здешние дамы любят шопинг и модную одежду. В Йемене нет брендовых бутиков, однако одежду из Европы, Америки и других местностей поставляют. Не знаю, будто это попадает в Йемен, — вероятно, везут поставщики из Саудии, Омана.
— Салоны красоты есть?
— В городах есть. Посещают их деятельно. В провинции женщины ухаживают за собой своими силами или употребляют услугами специалистов, какие выезжают домой к клиентам.
— В Йемене нет кинематографов, концертных залов. Будто вы развлекаетесь?
— До войны 2014 года в Йемене пролегали выставки и концерты, в основном местных исполнителей. Сейчас ничего нет. Забавляются кто будто может: ездят на море, в горы, в гости, устраивают пикники…
— Туристы к вам нечасто приезжают?
— Несмотря на то что многие посольства покинули Йемен, туристы все равновелико приезжают. Если иностранец едет в город, то его сопровождает вожатый. В отдаленные районы ездить в одиночку не рекомендуют.
— Русскоязычные в Йемене остались?
— В стороне остались русскоязычные жены йеменцев из местностей СНГ. Я знаю близ 60 человек, у нас есть всеобщий чат. Некто домохозяйки, некто работает в медицине, есть преподаватели, швеи.
— Если там все важнецки, будто вы говорите, почему бессчетно беженцев из этой страны пробуют переехать в Европу?
— Про беженцев не слышала. Йеменцев все устраивает в стороне. Они неприхотливы. Во времена войны люд мигрировали по стороне, переезжали в более безмятежные регионы. Сейчас многие работают за гранью — в Саудии, Омане, Малайзии, Америке, живут там длинные годы, перевозят семьи. Наши студенты занимаются за гранью. Однако люд не рвут связи с колыбелью, каждогодне приезжают в Рамадан сюда.
— Есть какие-то минусы?К чему вы не смогли привыкнуть?
— К йеменскому пофигизму, непунктуальности, неаккуратности и назойливости.
— Не кумекаете безвременно или поздно уехать из страны?
— Если соберусь уезжать, то всего в Россию. Мы ведь даже праздники здесь русские все помечаем. Чем вяще праздников, тем веселее жить.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
комментариев