Россияне бросились открывать вклады в новой валюте: в чем риски
— Обоснован ли рост доверия россиян к юаню?
— Чтобы это понять, вручайте обратим внимание на заключительные новости, дотрагивающиеся финансовых взаимоотношений России и Китая. Напомню, что 7 февраля появилась информация о том, что главнейший для российских импортеров китайский банк Zhejiang Chouzhou Commercial застопорил из-за угрозы вторичных санкций все расчеты с РФ. По той же причине ужесточили комплаенс(этим термином обозначается перечень требований для предупреждения нарушения законов и норм официальных документов, предписаний контролирующих органов и внутреннего этического кодекса организации – «МК»)по отношению к российским клиентам крупнейшие банки Китая — Bank of China, China Construction Bank и Industrial and Commercial Bank of China. С азбука февраля бросили принимать любые платежи от банков России две китайские платежные системы PingPong и Xtransfer, сквозь какие осуществлялись платежи гонконгским банкам. 8 февраля президент РФ Владимир Путин проложил телефонный разговор с председателем КНР Си Цзиньпином. Помощник президента РФ Юрий Ушаков доложил, что в состоявшемся тары-бары-раста-баре лидеры отметили: «для дальнейшего поступательного развития торговых и инвестиционных связей величаво отдаленнее продолжать совместную работу по построению финансовой инфраструктуры, обеспечивающей верные платежи».
— За заключительные два года Поднебесная стала нашим основным торговым партнером, а тут подобный антипатичный «сюрприз» от наших соседей…
— Взаправду пай Китая в российском вывозе в 2023 году добилась 30,6%, а в ввозе — 36,5%. Однако для Китая основным торговым партнером изображают США. В 2023 году экспорт Китая в США составил $427,2 млрд, тогда будто в Россию — почитай в 4 раза крохотнее — $111 млрд Поэтому Китай вырван ограничивать финансовые транзакции с Россией и избегать неприкрытого нарушения антироссийских санкций.
В интервью Такеру Карлсону 9 февраля Владимир Путин взговорил, что со своим «другом, с председателем Си Цзиньпином» становил совместную задачу, что в этом году мы «должны были достичь $200 млрд торгового витка с Китаем». И Россия и Китай превысили эту планку. По настоящим главы царства, российский товарооборот с Поднебесной — «это уже $230 млрд, по китайской статистике — $240 млрд». Президент подчеркнул очень важную вещь: у нас сбалансированный торговый оборот, и он «дополняет дружок дружка и в высокотехнологичной сфере, и в сфере энергетики, и в сфере научных разработок».
— Один все настолько важнецки, откуда финансовые проблемы?
— Взаправду, в финансовом взаимоотношении российско-китайская торговля довольно важнецки сбалансирована: в 2023 году импорт из Китая составил близ $111 млрд, экспорт в Китай — $129,1 млрд. Чего не скажешь, например, о критически разбалансированной российско-индийской торговле: за апрель-ноябрь 2023 года Россия вывозила в Индию товары на сумму $40,5 млрд, а ввозила из Индии товары на сумму итого $2,7 млрд.
Однако в экономическом взаимоотношении до баланса российско-китайской торговле еще очень и очень вдалеке. Основная её проблема состоит в том, что Китай, пользуясь доминирующим положением на российском базаре, продает свои товары в России по завышенным стоимостям, а покупает российские товары — по заниженным.
Настолько, по настоящим агентства Bloomberg, в 2024 году посредственная стоимость поставок российского газа в Китай, будто ожидается, составит $271,6 за тысячу кубометров против цены для Европы $481,7 за тысячу кубометров.
— Однако в Европе действуют санкции, а Китай, наверняка, имеет с Россией долгосрочные контракты, цены по каким установлены заблаговременно, в момент подписания договоров и не меняются от базарной конъюнктуры. А примеры не из энергетической сферы водятся?
— Ага, выговорим автомашина Haval Dargo в самом грошовом варианте стоит в Китае 1,5 млн рублей, а в России, причем отечественной сборки — 3 млн рублей. Вина столь большенный разницы, безусловно, не в «жадности» китайцев, однако и в налогах, акцизах и пошлинах, а также в транспортных издержках.
Кроме того, Китай продает в Россию товары больше с возвышенной добавленной стоимостью, в первую очередь, автомобили и смартфоны, а Россия продает в Китай товары больше с басистой добавленной стоимостью, в первую очередь, минеральное топливо, руды и металлы.
Получается, Китай развивает благодаря экспорту в Россию высокотехнологичные производства, а Россия инвестирует в инфраструктуру, предназначенную для поставок сырья в Китай. Причем в случае очередного разворота Китай перенаправит свои товарные потоки в иные страны, а вот что прикажете делать с инфраструктурой, назначенной для поставок сырья в Китай?Согласитесь, подобный мена вдалеке не равноценный.
— Иными словами, Россия рискует обернуться из «сырьевого придатка Европы» в «сырьевой придаток Китая»?Однако неужели это не задача правительства — не допустить такового сценария?
— Для правительства сейчас основная задача — минимизировать воздействие санкций. Все другие резоны отошли на другой план. Из-за антироссийских санкций безналичные расчеты в долларах и евро стали или недоступными, или крайне рискованными для российских предприятий, поэтому пришлось переходить с «токсичных» на «дружественные» валюты.
— И в чем проблема?
— В том, что ни юань, ни индийская рупия не изображают безвозбранно конвертируемыми валютами, эти валюты частично конвертируемые, и использовать их можно больше для расчета со странами-эмитентами этих валют. Поэтому попытка использовать юани в качестве резервной валюты — вырванная мера «не от важнецкой жизни». Между тем, Фонд национального благосостояния(ФНБ)разместил все свои валютные оружия в единой валюте — в юанях. На 1 января 2024 года в активах ФНБ находилось 227,5 млрд юаней на сумму $31,9 млрд. Разумеется, таковая «диверсификация» несет большущие риски, что и продемонстрировал казус с остановкой расчетов китайских банков с Россией. Будем гадать, эта проблема будет ликвидирована в кратчайшее времена.
— Ну а для россиян переход на юаневые вклады — это важнецки или ахово?
— Это верно. Процесс «детоксикации» — дедолларизации и деевроизации — сопровождается процессом юанизации. В том числе, юани вытесняют доллары и евро и на базаре валютных вкладов. Если на 1 апреля 2022 пай нетоксичных валют в сумме валютных вкладов физлиц составляла итого 0,4%, то на 1 января 2024 года она вымахала более чем в 50 один и добилась 22,9%. Сумма вкладов в нетоксичных валютах(больше в юанях)добилась на 1 января 2024 года $9,6 млрд. Причем россияне в декабре необычно деятельно выказывали вклады в юанях: их сумма увеличилась на $2,3 млрд или сразу на 32,1%, тогда будто за весь 2023 год — на 49,3%. Россияне начинают привыкать к юаням.
— И верно делают?
— Проблема в том, что «нетоксичная» валюта воздушно может стать «токсичной». В любом случае невозможно забывать о диверсификации. Если подорвана вера в доллар и евро, то ведь остаются «вечные ценности» - золото, платина и иные драгоценные металлы. В 2023 году россияне «озолотились»: взяли близ 95 тонн золота в слитках. Вроде бы солидная цифра, однако на деле выходит итого по 0,65 грамм на душу народонаселения.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
комментариев