Новый поворот в громком деле Игоря Топоровского
Напомним суть и хронологию громогласного девала. 2017 год. 13 октября. Показывает первая информация об открытии экспозиции в музее Гента. В бельгийской газете La Libre за неделю до презентации выходит анонс под званием: «Очень изумительная собрание искусства русского авангарда Игоря Топоровского». Будто выяснится запоздалее, собрание взаправду изумительная.
Журналисту La Libre Игорь Топоровский и директор музея Катрин де Зегер(знакома российской публике будто куратор 5-й Московской биеннале 2013-го)болтали: «Это попытка переписать историю русского авангарда». Топоровский обещался открыть для своей коллекции отдельный музей — в особняке Дилегем в Жете. Центр русского авангарда под Брюсселем должен был занять площадь 1200 кв. м, и там собирались показывать сотни ранее неизвестных работ русских художников-авангардистов!
Откуда у Топоровского таковое зажиточность?В музейной экспозиции в Генте, какая отчего-то получила звание «Русский модернизм»(будто, авторы запутались в терминах), представили несколько десятков «шедевров» Кандинского, Малевича, Татлина, Экстер, Лисицкого. Необычно оглушили публику прялка и сундук, якобы разрисованные Казимиром Малевичем.
Вал возмущения пошла в январе 2018-го. Специалисты русского авангарда запорошили администрацию музея в Генте посланиями с сомнениями сравнительно подлинности работ. 15 января в газете Dе Standaard появилось разинутое послание, подмахнутое 10 специалистами по русскому авангарду. Все будто один-одинехонек болтали: выставка в Генте — «очень сомнительная». «Эти работы не показывались ввек на выставках, не воспроизводились в серьезных научных публикациях, не имеют истории продаж», — сообщалось в послании. 18 января министр фламандской культуры Свен Гац потребовал изучить коллекцию и обнародовал о создании особенной экспертной комиссии, чтобы проверить ее подлинность.
Дальше история развивалась медлительно, однако не менее поразительно. Игорь Топоровский(1966 года рождения)повествовал о себе и своей коллекции — ага настолько, что все диву давались. Взять алкая бы его биографию. В 1988-м окончил исторический факультет МГУ, будто он утверждает, с красным дипломом. Вкалывал в команде Горбачева, а впоследствии и Ельцина. И был чуть ли не «тайным дипломатом» в Брюсселе. «Я век был самосильным специалистом, поэтому могу вести параллельно массу проектов.
В 2005-м вяще полугода вкалывал по договору в Администрации президента. А меня уже заглазно журналисты рассорили с Путиным, с каким я, натурально, даже не знаком», — сообщал Топоровский в интервью «МК» в 2018-м. В всеобщем, пышно презентовал себя.
Впрочем, по нашим настоящим, все не абсолютно настолько. Игорь Топоровский был неглуб/окой сошкой в представительстве РФ в ООН, вроде референта. Зато с большущими амбициями в коллекционерской сфере. «МК» выяснил, что Игорь Топоровский засветился в деле Преображенских и собственно из-за него покинул родину. Девало это — не менее громогласное. В 2004 году супруги Татьяна и Игорь Преображенские отворили в Гостином Дворе галерею «Русская коллекция», какая, будто вскоре выяснится, торговала имитациями.
Фото: Gent Museum of Fine Arts
Один-одинехонек из обманутых дилетантов великолепного, Валерий Узжин, которому подсунули 34 фальшивки за 8 млн долл., предъявит обвинение — в итоге в 2008-м Преображенским выброшен приговор: Татьяне — 9 лет колонии, ее мужу Игорю — 8,5. Настолько вот, доколе Преображенские вкалывали, они сотрудничали и с Игорем Топоровским. Однажды он принес им две работы — якобы Кандинского и Малевича. Взговорил, что они «из семьи Орбели сквозь некоего Камо Манукяна». Преображенским удалось продать полотна с важнецкой наценкой. Топоровский на допросе сознался, что получил от супругов почитай $3 млн.
— Кандинского и Малевича, которых Преображенские получили от Топоровского, они предложили своему клиенту — человеку из власти, — рассказывает наш измерить, ближний к следствию, работавшему по делу Преображенских. — На допросе Преображенские показали, что загнали картины с прибылью 1,5 миллиона долларов. Эти гроши мы не смогли арестовать — их поспели вывести в офшор. Вещи на экспертизу тоже получить не удалось. Потерпевший категорически отказался предоставить работы на экспертизу и взговорил, что у него никаких проблем с этим нет. Другими словами, не взалкал сотрудничать со следствием. Зато мы связались с фамилией бывшего директора Эрмитажа Орбели. Осведомились, была ли в семье собрание. Оказалось, у них ввек не было русского искусства, всего восточные вазы и западная живопись. То есть Топоровский придумал провенанс. Мы осмыслили, что это криминальный эпизод. Он эмигрировал из России вскоре после допроса.
— Откуда у него эти работы?
— Мне удалось повстречаться с людом, какой, по его словам, в течение многих лет организовывал для Топоровского поставку поддельных картин в Европу. Это выходило уже после отъезда Топоровского из России. По словам этого «бизнесмена», Топоровский, получив очередную партию имитаций, не поквитался с ним, а платил он распорядка 5 тысяч долларов за картину. За несколько лет Топоровский заказал, таковским образом, изготовление распорядка 200–300 поддельных картин, написанных в стилистике ведущих художников русского авангарда.
Словом, мог Игорь Топоровский очутиться на скамье подсудимых еще и в начале 2000-х. Однако случится это всего сквозь 24 года. Сообразно бельгийским законам ему грозит до 10 лет лишения свободы. Однако Топоровский может отделаться и 6 месяцами, оплатив штраф. Вердикт по этому делу отзовется на всей картине с фальшивками русского искусства на Весте. Если подозреваемый в жульничестве на очень крупные суммы «коллекционер» отделается воздушным испугом, то стоит ждать новых и не менее оригинальных выставок русского искусства за бугром. Примет ли бельгийский суд к сведению российский криминальный «эпизод» Топоровского и что будет с его «шедевральной коллекцией» — весьма занимательный вопрос.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
комментариев