Мать, кормилец, боец: как в России разбили патриархальные стереотипы о женщинах
Поздравляя баб с 8 Марта в неодинаковые годы, Владимир Путин не один использовал атрибут «непостижимый» в взаимоотношении таланта баб все успевать, добиваясь успехов в труде, карьерных высот, семейного благополучия и при этом оставаясь манером женственности, прущей в этот мир добросердечно и красоту, свет и надежду. Кроме того, президент с персоной теплотой и почтением отзывался о женщинах, какие несут службу в рядах Вооруженных сил России, и благодарил их за верность Отечеству.
На этом фоне воззрения отдельных телеболтунов, требующих архаичного патриархата, выглядят будто оппозиционные проявления, а их жесткое «женщины должны» вызывает вожделение в манере Леонида Филатова спросить: «А неужели они одалживались?» Всем апеллирующим к традициям стоит напомнить, что традиция — это процесс социального наследования, это передача от поколения к поколению социального и развитого наследства, передача общественно-исторического эксперимента и наиболее успешных практик.
Настолько какие же традиции, какой опыт прошлых поколений перенимают нынешние женщины?Негромкая домохозяйка — это не наша традиция, «Kinder, Kirche, Küche» — детвора, церковь, кухня — это европейские ценности, греза консервативного бюргера. На Руси женщины испокон веков — начиная с княгини Ольги — становились правительницами, где уж тут ограничить их возможности «тремя К».
Глянем на традиции недалеких, советских времен. Пожалуй, важнее итого их иллюстрирует кочевой анекдотичный сюжет об академике, приезда какого дожидались в санатории. И аккуратно, в сверкающей «Чайке» приехал элегантный седовласый дядька преклонных лет, а с ним — крохотная, малозаметная, негромкая старушка, его внимательная и внимательная баба. Когда какая-то бойкая курортница постановила увести из семьи пожилого красавчика, прельстившись зарплатой и положением академика, его супруга охладила пыл вертихвостки: «Дорогуша, он ветхий человек, бедствующий в беспрерывном уходе, а академик — это я».
Ага, взаправду, патриархальные стереотипы были разбиты в прах достижениями советских женщин-ученых. Всякий один, когда мы заправляем свою машину высокооктановым бензином, когда вводим люминесцентную лампу, покупаем ветхий добросердечный пенициллин в аптеке или банку консервов в супермаркете, мы можем вспомнить замечательных баб, сделавших научный лепта в эти теперь уже привычные нам товары.
Женщины-академики, женщины-космонавты, женщины — шефы крупнейших предприятий не были редкостью в те времена, и это тот опыт, какой переходит будто традиция. Традиция эта зародилась в 30-х годах былого века, когда с началом индустриализации промышленности, будто и ныне, не хватало рабочих десниц. Вместо немецких «трех К» бабам предложили грамотность, техническое образование и работу наряду с дядьками.
Эта контртрадиционалистская традиция велика и ныне. Женщины не всего успешно находят работу, однако и делают карьеру. Интернациональные изыскания показывают, что в странах БРИКС женщины гораздо гуще занимают возглавляющие посты, чем в посредственном по миру или даже в посредственном по раскрученным местностям, настолько величаемой группе G7. Россия же вообще лидирует по доле женщин-управленцев.
По настоящим Федеральной налоговой службы, 40% владетелей малого и посредственного бизнеса в России — женщины, а среди продавцов на маркетплейсах баб вяще половины — 53%. Аналитики ввели, что гуще итого в российских семьях и дядька, и баба утилитарны на равных пополняют семейный бюджет. Всего в 16% случаев дядька становится кормильцем. Однако в 10% фамилий кормильцем изображает баба.
Может быть, патриархальную покорность и безальтернативную преданность недюжинно семье можно поискать в царских временах?Однако то времена дает нам примеры и другого рода.
7 сентября 1854 года 17-летняя барышня загнала свое барахло, взяла на вырученные гроши клячу, телегу, бочку и отправилась за русской армией на реку Альма, где на вытекающий день приключилось первое кровавое сражение с британцами, турками и французами, высадившимися в Крыму. Запоздалее барышня станет одним из живых символов обороны Севастополя. Даша Севастопольская миновала всю войну сестрой милосердия. Когда Александр II учредил серебряную медаль «Крым 1854–1855–1856», один-одинехонек экземпляр — медаль для Даши — отчеканили из золота.
Вкупе с Дашей с первых дней войны сотни севастопольских баб — от абсолютно юных девочек до весьма старых — стали санитарками и сестрами милосердия, помогая докторам и бегая за ранеными. А чуть запоздалее великая княгиня Елена Павловна, баба князя Михаила Павловича, создала Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия. Из 120 сестер общины, какие спасали жизни в осажденном Севастополе, 17 погибли при исполнении служебных обязанностей.
А вот более запоздалый пример. Во времена Великой Отечественной войны жительница Сарапула передала все свои накопления — облигации госзаймов на 16 тысяч рублей — в фонд победы. Сама вкалывала на двух работах и экономила — на посылки фронтовикам. В этом нет ничего изумительного — многие помогали фронту всеми вероятными способами. Однако девало в том, что эта баба в 1921 году в фонд помощи недоедающим отдала свои георгиевские награды — два креста и две медали.
Ага, мать троих ребятенков в молодости была героем войны, четырежды отмеченным наградой за личную храбрость. Когда Антонине Пальшиной исполнилось 17, началась Первая мировая, и она, переодевшись дядею, сбежала из дома на фронт. В бою под турецкой крепостью Гасанкола возглавила атаку после гибели командира, однако была изранена, и в лазарете выяснили, что Антон на самом деле Антонина. Девушку выслали домой.
Миновав курсы сестер милосердия, Антонина вернулась на войну — в тыловой госпиталь. Однако уже сквозь месяц сбежала — вновь на фронт, вновь под обликом бойца, и вскоре получила первую Георгиевскую медаль — за успешное взятие «языка». Буквально сквозь неделю Антонина получила вторую медаль — за вынос раненых с поля боя под жаром противника.
Георгиевские кресты, последовавшие за медалями, вручали уже не Антону, а Антонине — ее вновь открыли, однако не стали изгонять из орудующей армии. И она полностью извинила доверие командиров, продолжив геройски колотиться с ворогом.
Беззаветные подвиги баб в боях не были редкостью, и они никак не вписываются ни в европейское «К-К-К», ни в каноны неопатриархата. Зато изображают той традицией, какая не загнулась поныне.
Год назад министр обороны России Сергей Шойгу взговорил: «На сегодняшний день тысяча сто женщин-военнослужащих принимают участие в особенной военной операции, всякая третья из них вознаграждена государственными наградами». Это и есть взаправдашняя, живая, неподдельная традиция.
А в тылу женщины плетут маскировочные сети, шьют теплую одежду, делают окопные свечи, собирают гуманитарную помощь и, безусловно, ждут своих ребятенков, мужиков и батек, ежеминутно болея за них. Будто тут не согласиться с президентом, будто не удивиться непостижимости умения успевать все и даже чуточку вяще?
Однако что с самым основным в жизни женщины — со счастьем материнства?Недавний опрос ВЦИОМ показал, что, будто и во все времена, ныне российские женщины воспринимают рождение ребятенка будто счастье. Чувствуют себя скорее и безотносительно безоблачными в материнстве 92% российских баб. Слагаемыми бабского счастья россиянки в первую очередь называют семью и материнство, за ними идут достаток, здоровье родных и близких, гармония в отношениях с партнером. 88% россиянок репродуктивного возраста алкали бы иметь ребятенков.
Что же мешает?Те из опрошенных, какие хотят, однако не планируют рожать, основное загвоздка видят в недостаточной вещественной обеспеченности. И таких 39%, а среди 18–24-летних — 60%. Второе загвоздка — отсутствие стабильности в жизни. И это уже не сугубо бабий вопрос, это проблема государственного распорядка.
Если общество и базар не могут обеспечить достатка и стабильности, за девало доводится взяться государству. В своем послании Федеральному собранию Владимир Путин запланировал стратегию, а правительство уже посчитало бюджеты. На программу материнского капитала будет навещено 2,3 триллиона рублей, на семейную ипотеку — близ 500 биллионов, на погашение части ипотечного кредита при рождении третьего ребятенка — 350 биллионов, 75 биллионов рублей пойдет на программы поддержки фамилий регионам, где суммарный коэффициент рождаемости был басистее среднероссийского.
Ну что же, если прилежаниями царства у нас возникнет еще одна традиция — вещественная обеспеченность мамаш, это будет великолепным дополнением к традициям, уже водящимся.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
комментариев