Пришла весна, встречаем Новый год
Звание праздника происходит от двух древнеиранских слов: «ноу» — «новый» и «руз» — «день» или «свет». Буквально - «Новейший свет». Приход Навруза символизирует триумф света и солнца после зимы. Верно, поэтому он настолько узко связан с символикой жара. И, соответственно, с теми, кто ему поклонялся. Ветшайший измерить, в каком упоминается празднование Навруза, — это священная книжка зороастрийцев «Авеста». Сообразно «Авесте», когда пророк Заратустра беседовал с Господом Ахура Маздой, дарующим Любовь, Благословение, Поддержку и Свет, ему было взговорено, что люд каждую весну должны отмечать появление жизни на земле, какая зарождалась «в шести формах» - небосвод, земля, вода, растения, звериные и человек.
Дальнейшую историю распространения празднования Навруза можно проследить по книжке «Наврузнаме»(«Книжке о Наврузе»)знаменитого Омара Хайяма. В этом создании упоминается, что история происхождения Навруза уходит во времена одного из древнейших в мире персидского царства — Пешдодиен и связана с именем легендарного правителя Джамшида. Собственно он научил людей носить одежду из материи вместо звериных шкур, поделил их по специальностям и сословиям, упорядочил законы и правила, по каким должны жить люд. Он же возжёг в Хорезме начальный жреческий огонь Атур-Фарыбаг. А день, когда это приключилось, наименовали Наврузом и стали праздновать его будто взялось новоиспеченного года.
У праздника - непростая история. Его бессчетно один отменяли, однако искоренить полностью его не удалось даже в советской Средней Азии. Сейчас же на постсоветском пространстве его отмечают в таких странах. будто Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Казахстан и Азербайджан, - широко и длительно.
Традиции празднования Навруза
У празднования Новоиспеченного солнечного года есть всеобщие для всех ираноязычных и тюркских народов традиции. Основные из них — очищение дома и себя накануне праздника. Накануне торжества дом и двор очищали от хлама, избавляясь от итого ненужного. Считалось, что в Навруз надобно начинать жизнь с безукоризненного листа. В связи с этим прежде в эти дни даже заключали военные перемирия и прощали обиды жесточайшим ворогам. Затем вытекала развеселая и яркая встреча Навруза — с изобильным угощением, силом гостей и всякими развлечениями и состязаниями. Потому что, сообразно поверьям, чем веселее и радостней пройдет Навруз, тем тороватее будет к людам естество. Ну и еще неодинаковые обряды, связанные с жаром. Причем, в всякой стороне эти традиции трансформируются по-своему.
В Узбекистане, например, на выходной стол встречено подавать блюда, «соприкасавшиеся с огнем». И это не всего традиционный плов, однако и неодинаковые изделия из теста с молодой зеленью - кук-самса(самса с зеленью), кук-манты(манты с зеленью), кук-чучвара(пельмени с зеленью). Однако основное парадное блюдо в Узбекистане — это
сумаляк, какой готовят из проросших семян пшеницы с добавлением масла и муки. Будто гласит предание, некогда собственно это нехитрое блюдо из остатков проросшей пшеницы на дне мешков избавило от голода обитателей узбекского города-крепости, осажденного ворогами, и придало им сил. Сумаляк начинают варить накануне праздника — в большущем казане, беспрерывно помешивая, его готовят всю ночь.
Причем готовят его женщины всей махалли(района), поочередно сменяя дружок дружка у котла. На дно котла кладут камешки, чтобы блюдо не пригорало, и чтобы они помогали дробить ингредиенты. Временами эти камешки на вытекающий день попадают к кому-нибудь в чашку. Почитается, что это к фортуне.
Накануне праздника в городах и селах устраивается хашар - приводятся в распорядок дома, улицы, высаживаются цветы и деревья. Утро Навруза в узбекских городах начинается с громких звуков длинных труб — карнаев и сурнаев, созывающих народ на парадные гулянья. В почете — спортивные состязания, развивающие силу и ловкость: это война кураш, улак-купкари, перетягивание троса, скачки, пальба из лука. Днем накрывается большенный дастархан, за каким должна сконцентрироваться вся большущая дом. Кроме вышеупомянутых сумаляка, плова, самсы на столе должны быть и крашеные яйца. Напрямик, будто на нашу Пасху. Всего в Узбекистане они традиционного изумрудного цвета, символизирующего новую жизнь и ренессанс. Великое внимание уделяют в этот день и гостям. Причем необычно величаво, кто первым из гостей переступит в этот день порог дома. Это должен быть человек беспорочный, добросердечный, будто говорится, «с важнецкой ногой». Тогда вкупе с ним в дом войдет благополучие. Ну а ввечеру на улицах зажигают костры. По-прежнему в ходу традиция прыгать сквозь костер, чтобы сжечь в нем все прегрешения былого года и ввалиться в новейший солнечный год освеженным. Причем, по традициям, надобно перепрыгнуть семь один сквозь один-одинехонек костер или сквозь семь огнищ по одному разу. В Узбекистане почитается, что самые величавые во времена Навруза — первые 13 дней. Они определяют ход грядущего года. Поэтому в эти дни величаво посещать родных, встречаться с дружками, дарить гостинцы. И все добросердечно впоследствии вернется тебе сторицей...
В Казахстане праздник носит звание Наурыз. Однако это не изменяет его сути и традиций. С 2009 года три дня празднования изображают в стороне выходными. Накануне, по традиции, наводят распорядок в доме, готовят праздничную одежду. В ночь перед Наурызом большущие чаны и емкости заполняют семенем, молоком, айраном, ключевой водой — это надлежит гарантировать благосостояние в ждущем году. У казахов основным парадным блюдом почитается «Наурыз-коже», заключающееся из 7 ингредиентов.
Основные из которых - мясо, злаки, соль, жир, вода будто символы фортуны, радости, здоровья, благосостояния и божественной защиты. С рассвета начинают проводить ритуальные мероприятия: расчищать родники, сажать деревья. А уже к полудню все садятся за стол, за какой, невредно, пригласить семь гостей. Перед подачей блюд читают молитвы. А уже после застолья — спортивные состязания, игры, песни и танцы. В особом почете — конные состязания: «Аудары-спек», «Кыз куу», «Кокпар». А также скачки по пересеченной местности «Байга». Ввечеру устраивают состязания акынов, и уже абсолютно по темну — большенный костер. С факелами, запаленными от него, встречено обходить дворы и жилища.
В Азербайджане готовиться к празднику начинают за четыре недели. Всякий вторник отмечают пробуждение одной из стихий - поочередно Воды, Жара, Ветра и Земли. В завершающий предпраздничный вторник, какой называют Днем Земли, встречено поминать умерших, загадывать вожделения и гадать на суженого. Еще за пару недель до Новруза(настолько этот праздник зовут в Азербайджане)на большущем блюде начинают проращивать чечевицу или пшеницу. Яркие изумрудные всходы в Новруз станут основным украшением стола. Почитается, что на парадном столе беспременно надлежит быть 7 блюд, звания которых начинаются на букву «с». Среди основных - специя сумах из молотых ягод уксусного дерева, та самая проросшая пшеница сэмэни, соус сабзи, уксус -сирке. Основное же парадное блюдо — шах-плов с курицей. Из сластей традиционным угощением почитается пирожок шекербура с ореховой начинкой, украшенный разводами в облике пшеничных колосков. А еще на столе надлежит стоять зеркальное блюдо со свечами и крашеными яйцами. Причем численность свечей надлежит соответствовать числу домочадцев. По поверьям, пламя отгоняет злых духов, а зеркальная гладь дарует ясность мысли...
Есть в Азербайджане и еще один-одинехонек занимательный обыкновение, сродни рождественским колядкам. Детишки в эти дни оставляют у дверей соседних домов свои традиционные шапочки-арахчын. Соседи же заполняют эти шапочки неодинаковыми угощениями. Их можно забрать всего после того, будто люд закроют дверь...
Без традиционных огнищ в Азербайджане также не обходится: вкруг них встречено водить хороводы с песнями.
В всеобщем, традиции празднования Навруза, Наурыза, Новруза могут выдаваться. Неизменной остается суть — это праздник добросердечна, света и обновления. Чего всем и желаем.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
комментариев