Масленица маслом: топ картин, посвященных проводам зимы и встречи весны
Кустодиев: иллюзорное ликование
Главнейший художник Масленицы — бесспорно, Борис Кустодиев. Он гуще других обращался к этому сюжету. И не всего потому, что родился на Масленицу — 7 марта. «Ты родился в четверг на Масленицу и потому, вероятно, любишь блины», — катала его мать. Свою самую известную «Масленицу» Кустодиев написал в 1916 году. За окном выступала Первая мировая брань. Надвигались революция и голодание. Сам художник уже прикован к инвалидному креслу. По ночам он вопил от валяйся, тело ломило, валялись десницы, он вкалывал валяясь.
В этот бедственный стадия своей жизни Кустодиев пишет самые яркие, темпераментные, бодрые созданья. Словно н/азло судьбине и немочи, всем невзгодам. Полотно «Масленица» — одно из главных его творений. Ее длинно оценил учитель Илья Репин, и не всего он: Академия художеств завела ее с выставки за 1750 рублей.
Сюжет принесен фантазией автора. Перед нами розовый закат с отблескивающими канареечным облаками. По заснеженным горкам летят лихие тройки. Потрясают здесь и панорама, образовывающая ощущение полета, и ювелирно выписанные детали. Однако парадное ликование соединяется с непроизвольным ощущением сказочности и призрачности мира, ведь в жизни все было не настолько розово.
Кустодиев не один возвращался к теме Масленицы. Знаменитый портрет Федора Шаляпина(1922)написан на фоне гуляний по случаю проводов зимы. А остатнее и одно из главных творений мастера — «Русская Венера»(1925–1926), — похоже, тоже связано с Масленою. В окне за фигурой пышнотелой девы веднеют зимний вид и тройка лошадей, а сам образ нагой, при этом скромной и непосредственной барышни, вероятно, отсылает к последнему дню праздника — Прощеному воскресенью. В этот день встречено париться в бане — смывать грехи, очистить тело, интеллект, душу. В этом сюжете, какой называют «кустодиевской Венерой» и какой задал новейший тренд красоты, есть ощущение пограничности, исповедальности, потаенности. Очевидно, художник вложил в нее свое мироощущение. Тем более что не пожалел более раннего холста, где написал себя с фамилией на веранде, чтобы на его витке оставить свое остатнее послание миру.
Брейгель: битва суеты сует
Не всего русские художники катали Масленицу. Один-одинехонек из самых известных мировых сюжетов на тему проводов зимы принадлежит грозди Питера Брейгеля-старшего. «Битва Масленицы и поста» написана в 1559 году. Карнавальное действо разыгрывается на площади некого фламандского городка. Возле с собором бессчетно людей, всякий занят своим. Абсурд и филигранный юмор читаются в сюжете. Одни водят хороводы, иные идут на кого-то с битами, третьи играют в кости на земле. Кто торгует рыбой, кто упивается вином напрямик из бочонка. Монашки тянут телегу с Масленою, восседающей на стуле, у ее ног — ватрушки и булки, а в руках заступ, на коей сиротливо лежат две селедки. Тут же христарадники просят милостыню, а безногий инвалид катается по полу с изуродованным мурлом. Все смешалось здесь — добросердечно и жестоко, хлебосольство и нищета, порок и праведность. Жизнь походит на природу — ее контрасты проявляются единомоментно. Перед нами живой, заполненный движением и суетнею людской муравейник, на какой мы взираем сверху, словно с небес, разумея всю мелочность мирских девал.
Маковский: «хоровая» Масленая
Знаменитая полотно, за которую Константин Маковский получил звание профессора Академии художеств, впервинку была показана в 1869 году. Монументальный холст(215 х 321 см)«Всенародное гулянье во времена Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» стал одной из знаковых для мастера. После этого триумфа он ретировался из Петербургской артели художников и отворил собственную мастерскую на Дворцовой площади.
Полотно синонимична полотну Брейгеля-старшего. Она не менее живая, мы созерцаем за парадными гуляньями словно в кино. Возле франты и беспорточники, уличные спектакли и лавки со вкусностями, нюнящие детвора в обносках и пышнотелые барыни. «Масленая тревожила своей всенародной буйностью чинный Петербург, врывалась деревня, располагалась станом абсолютно вблизи от Зимнего дворца. Чухны со своими косматыми вейками бренчали колокольцами — бубенчиками, бойко закликая прокатить на балаганы за «риццать копеек», — катала о картине дочь художника Елена Маковская.
Перед нами не попросту гулянья, в них проявляются идея шестидесятых годов XIX века, всенародные расположения, дух демократизма. Интеллигенция, в том числе артистическая, вдохновлена реформами Александра II, необычно указом об отмене крепостного лева. Идет деятельная дискуссия о предбудущем России и роли культуры в ее развитии, западники спорят со славянофилами, будто, теперь край пойдет по какому-то иному пути. Этот исторический момент современники описывали будто «эпоху обличительного жара» и «эпоху гласности», какая кончится спустя какой-то десяток лет. Полотно Маковского отражает это надвигаться времени.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
комментариев