Судьба и чудо патриарха Алексия II: юрист обратился к биографии Святейшего
Если человек подчиняется этому слову, то выработается жизнь его не будто вещественная жизнеописание, а будто рок. Жизнеописание лежит на поверхности случайных причинно-следственных связей, противных глубокому духовному предназначению человека. Припомните, если в вашей судьбине приключился безоблачный случай, то вы не найдете аккуратной вещественной причины, и заявится самое разблаговещенное объяснение: повезло или это Его Величество Случай. И всего внутренне зрячий человек скажет: это промысел Божий(у католиков — промысел). А потому, что вы орудовали не ради собственный корыстности, а для другого(или других). Сейчас настолько поступают наши бойцы в полосе СВО, и они в ответах журналистам настолько это и объясняют.
Христианские мыслители нам это говорят бессчетно лет: «Заурядный человек любой культуры замечает на физиономии итого становления, будто своего собственного, настолько и становления живого мира вкруг, лишь непосредственно доступный передний план. Совокупность его переживаний, будто внутренних, настолько и внешних, наполняет течение дня будто простая последовательность фактов. Всего внушительный человек ощущает… глубинную логику становления, какая выступает будто идея судьбы и выставляет будто нечто случайное, будто один таки эти неглубокие, маломочные резоном повседневные образования»(О. Шпенглер, «Закат западного мира»). Взговоренное вполне знакомо многим, и рок А. М. Ридигера тому подтверждение, поскольку из всех путей к прозрению он избрал самый неизменный — «искренние творения религии».
Прочитать биографию Святейшего нетрудно — например, в Энциклопедическом словаре за 2005 год там итого десять строчек, от рождения и до гроба. А что внутри этого стадия?Всего ли «простая последовательность фактов»?
Нас нередко настораживает и пугает то, что рок будто символ нам маловразумительна и непредсказуема и с первого, и со второго взора. Что-то в судьбине неприкрыто не всего и не столько в наших руках.
Посмотрим на биографию-судьбу Св. патриарха Алексия II, где факты символичны. Он родился в 1929 году и избрал подвиг монашества. Господь миловал его пережить волны воинствующего атеизма советской власти. Поддержала и отставка в 1964 году Хрущева, какой обещался русскому народу показать «последнего попа». Настолько, в том же году А. М. Ридигер возглавил Таллинскую и Эстонскую епархии(архиепископ, митрополит), а с 1988 года он уже митрополит Ленинградский и Новгородский. После смерти Св. патриарха Пимена в 1990-м он участвовал в качестве одного из претендентов на избрание главой церкви. Впервинку за годы СССР выборы были довольно безвозбранными — будто вселенная без давления КПСС, Совета по делам религий и КГБ. Он миновал и начальный, и другой тур — и был избран.
Это тот самый случай, какой промысел Божий возвышает до феномена судьбы. Ведь в выборах участвовали претенденты куда более старшие по хиротонии(т.е. прежде ставшие епископами и митрополитами): Ювеналий, Питирим(Нечаев)и др. Продутые выборы — это не попросту некая невезение, это обозначение недостойности и недоверия. Отдадим должное Алексию II — он, став патриархом, не обделал массовых смещений и перестановок в патриархии, сохранив некую стабильность в управлении.
Времена его избрания — 1990 год — совпало с печальными, если не трагическими событиями для России. Очевидно, что готовилось уничтожение монолитного царства — СССР. А тут еще и настал август 1991 года…
19-го числа был праздник Преображения Господня и первая с 1918 года литургия в Успенском соборе Кремля, куда были приглашены русские эмигранты первой волны. В этот день я вступил в должность шефа юридического отдела Моссовета. Св. патриарх среди нескольких прочих пригласил и меня. Опамятовался всего я — будто возложено офицеру, в фигуре. После литургии меня позвали в алтарь к патриарху, какой взговорил, что ныне не произнес молитвы о властях и воинстве, т.к. не знает, какая сейчас власть, а меня попросил приехать в Свято-Данилов монастырь — надобно переговорить.
В Свято-Даниловом монастыре собрались члены Св. Синода. Обсуждался текст обращения Св. патриарха к пастве. Обращение вышло в миротворческом духе, и подъехавший А. В. Руцкой остался им недоволен — субъекта слабовато и аполитично. Св. патриарх сделал все верно, не поставив РПЦ на ту или другую сторону, тем более что никакой официальной информации о программе ГКЧП и Ельцина не было.
В дальнейшем взаимоотношения Св. патриарха и президента выстраивались сложно, а временами и бедственно. Ельцин ездил на всенощные службы в Елоховский собор два раза в год: на Рождество и Пасху. Он добросовестно отстаивал почитай всю службу, водился в алтаре со Св. патриархом и уезжал. Настолько было вплоть до 1993 года, доколе в сентябре не загнулась мать Ельцина, какая его и отправляла в святилище, и приезды закончились. В 1997 году Госдума встретила в трех чтениях(инициатор — член КПРФ Зоркальцев)конституционный закон о признании православия государственной религией — однако Ельцин после истеричных звонков лидеров Германии и США наложил на него вето, не осведомившись Св. патриарха, чем Святейший был визгливо недоволен. Он смолчал, однако общение с президентом утилитарны бросил.
Сейчас предпочитают не вспоминать о событиях октября 1993 года. Многих активных участников уже нет в живых. Тогда ставился вопрос о России будто царстве: либо оно президентское, либо парламентское. Ельцин своим Указом №1400, разболтав Верховный Совет, неприкрыто превысил свои полномочия, однако и ВС, отняв Ельцина полномочий и провозгласив президентом Руцкого, тоже забежал вдалеке. В всеобщем, стал ясно проглядываться силовой вариант решения конфликта.
Здесь взялся завершающий миролюбивый вариант достичь некоего компромисса — переговоры в Свято-Даниловом монастыре, какие возглавил Св. патриарх, а от Кремля — Лужков, Филатов, Сосковец. От Верховного Совета всякий один был новейший состав, какой на 1,5–2 часа опаздывал ко времени, настолько будто депутаты ездили по московским предприятиям, агитируя за советскую власть. Я был на всех заседаниях, и к началу октября стало очевидно, что парламент хочет бунта без ясных перспектив. Тогда Св. патриарх встретил, я бы взговорил, судьбоносное решение: забрать на один-одинехонек день из Третьяковской галерки икону Владимирской Божьей Матери и на сугубом молебне в Елоховском соборе просить ее умерить страсти — ведь она избавила Москву в 1395 году от крымского хана Тамерлана, спасет и сейчас.
Забрать икону взвалили мне. Я написал некое совместное постановление правительств Москвы и России(подмахнули Лужков и Сосковец), Св. патриарх тоже подмахнул. Однако вопрос постановило не это постановление, а самое взаправдашнее чудо. Руководство Третьяковки встретилось это постановление в штыки, равновелико будто изначально и хранители зала икон. Не надобно скептических усмешек, однако Владимирская сама алкала ретироваться из музея в церковь и вложила мне в рассудок текст, какого у меня не было, а собственно: «Православные люд, дайте, Христа ради, икону на один-одинехонек день, мы ее вернем». Вопрос был постановлен за 10 секунд, и Владимирскую стали собирать в путь. Великолепный христианский математик XVII в. Блез Паскаль ратифицировал, что «чудо — это следствие, награжденное насильно, во бессчетно один превышающее силу породивших его естественных причин»…
Владимирская являла чудеса и дальше. Молебен сконцентрировал в Елоховском соборе и вкруг него тысячи верующих. По завершении службы Святейший позвал меня в алтарь и взговорил, что верующие постановили икону в музей не возвращать. Их тысячи, а у меня лишь 20 человек из ОМОНа… Тут образ явила чудо уже Ю. М. Лужкову, какой пообещал людам, что по завершении смуты решит вопрос о возвращении Владимирской в РПЦ. И постановил: 4 октября мы подготовили указ «О воссоздании исторического облика Красной площади», где среди прочего(воссоздание храма Казанской Божьей Матери, Иверской часовни)было и возвращение РПЦ двух икон: Владимирской и Троицы.
И, безусловно, судьбоносно от Св. патриарха Алексия II воссоздание храма Христа Избавителя. Идея исходила в 1994 году от тогда еще некрещеного Ю. М. Лужкова, однако без благословенного решения Св. патриарха это было бы невозможно — и мы благословение получили. Противников, явных и потаенных, было бездна, и среди них Ельцин. При мне он не один названивал Лужкову с мольбой не торопиться со сооружением храма.
Св. патриарх Алексий II линия лет возглавлял Коллективный заметливый совет по воссозданию храма Христа Избавителя(Лужков — заместитель). Среди членов совета были известности: Ульянов, Солоухин, Глазунов, Захаров, Образцова… Сейчас в живых лишь несколько: Св. патриарх Кирилл, Ресин, Церетели и я, грешный.
Собственно при Алексии II и при его деятельном участии 13–16 мая 2000 года Архиерейским собором были приняты Основы социальной концепции Русской православной церкви, где заложены и обоснованы внутренние основы идеи русского национализма(с учетом трудов Ильина, Соловьева, Бердяева, Тютчева, Данилевского и др.); взаимоотношений церкви и царства; православной нравственности в обществе и семье; подход к соотношению формального закона и морального содержания лева и т.д. Многое из этого документа реализуется в политике сейчас, и все не до гроба, алкая животрепещуще по сей день.
Формат статьи не позволяет ввергнуть еще вяще доказательств в пользу утверждения знаменитого русского философа А. Ф. Лосева: «Безрезультатно ученые и философы забыли понятие судьбы и заменили его понятием причинности. Это — беспомощное закутывание своего носа под собственные крылья и боязнь заглянуть напрямик жизни в бельма. Рок — абсолютно реальная, безотносительно житейская категория… И распоряжается нами всего рок, не кто-нибудь иной»(«Диалектика мифа», С.-Пт., 2018).
Рок Св. патриарха Алексия II — всего подтверждение феномена судьбы. В вытекающем году ему бы исполнилось 95 лет.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
комментариев