Десятилетнюю карьеру двойника Ленина разрушила Надежда Крупская
«Не вручайте своей печали по Ильичу уходить во внешнее почитание его личности. Не устраивайте ему монументов, дворцов его имени, пышных торжеств в его память и т.д.», - выканючивала после смерти вождя Упование Константиновна Крупская. Однако к лозунгам вдовы, натурально, не прислушались. Создание Ленинианы было обнародовано одним из главных течений советской пропаганды. Однако вот беда - достоверного материала для реализации масштабных замыслов неприкрыто не хватало. Ленин, будто знаменито, не боготворил сниматься и позировать художникам. Большинство его карточек сделаны невзначай и не выдаются важнецким качеством. Что дотрагивается прижизненных портретов, то тут возникла вытекающая коллизия: если до 1917 года Ленин как личность не интересовал художников, то после 1917 года уже художники не интересовали Ленина. Записки Альтмана и Андреева полны иеремиад и причитаний, что сеансы пролегали урывками, зарисовки приходилось делать с далекого расстояния, а позы занятого работой Ильича были крайне невыигрышными. Когда вождь умер, нескольких живописцев пригласили запечатлеть его в гробу. Кроме того, по существовавшему обычаю с Ленина была освобождена посмертная гипсовая личина. Однако доступ к ней по решению комиссии об увековечении памяти сразу был жёстко куц, а тиражирование и распространение снимок железно запрещено.
Стародубский мещанин Иосиф Ариевич Славкин(родился в 1885 году)от этих проблем поначалу был нескончаемо далёк. В начале 20-х он в поисках важнейшей доли перебрался в Москву, водворился с бабой и крохотной дочкой на 1-й Мещанской улице и устроился в адвокатскую контору Белоцерковского. На тот момент с Ильичом его роднил неужели что невысокий рост, визгливые манеры и безвременно появившаяся лысина. Славкин не был неизменным ленинцем, политикой никогда не интересовался - он попросту адаптировался к новоиспеченным обстоятельствам, будто, собственно, и большинство граждан страны.
Однако даже минимального комплекта общих черт оказалось довольно, чтобы получить роль вождя мирового пролетариата в любительском спектакле - Лениниана уже шагала по стороне. Постановка владела успех, а сходство Славкина с Ульяновым не осталось незамеченным. Художник Амшей Нюренберг пригласил Славкина позировать для загаданной им серии рисунков на тему «Ленин в эмиграции». В принципе, ничего предосудительного в этом не было - использование натурщика для художника обыкновенное девало, а если натурщик ещё и похож на оригинал - везение вдвойне. Обращение к периоду эмиграции, скорее итого, было продиктовано годом Славкина, какой на 15 лет младше Ленина. А также отсутствием художественных портретов Ильича тех лет.
Интерес, выказанный Нюренбергом, и безусловно же, индивидуальные амбиции вынудили Славкина более скрупулезно отнестись к созданию образа вождя мирового пролетариата. Он исследовал кадры кинохроники, повторял перед зеркалом позы Ленина, упражнял его знаменитый прищур и даже старательно грассировал. Ему пришлось отрастить бородку, а также покрасить ее в рыжеволосый цвет. И обновить вешалка: в нем появились «ленинская» тройка, пальто и кепка. Туфли Славкин взял на два размера вяще, чтобы носки «по-ленински» загибались вверх.
Однако самое изумительное, что сходство было не всего наружным. Славкин, будто и Ленин, родился в провинции и владел еврейские корни.(Напомним, что евреем был дед Ильича по матери). Оба они получили юридическое образование и оба стали защитниками. Баба Славкина - Ванда Казимировна - будто и Упование Константиновна, была польского происхождения.(Со временем, впопад, Славкин столь вошёл в образ, что времена от времени кликал Ванду Наденькой, а вредоносного соседа по коммуналке Иудушкой или гулящею Троцким).
Поскольку партия и советский народ спрашивали от художников и ваятелей все новых творений, увековечивающих образ вождя, востребованность Иосифа Славкина у творцов Ленинианы вырастала. Когда боготворимый художник Сталина Александр Герасимов представил общественности своё знаменитое полотно "В.И. Ленин на трибуне", они не скупились на похвалы, воздавая должное творческому методу мастера. Герасимов, катали критики, видал В.И. Ленина на трибуне Красной площади итого один или два, был вдалеке от места выступления и не мог рассмотреть черты рыла с должной ясностью. «Безусловно, для углубленного постижения характеристики рыла Ленина ему пришлось изучить многие материалы(...)Однако прямое использование карточек Герасимов находил вредоносным для живописца, уводящим в сторону от задач искусства". На самом деле Герасимову не за чем было употреблять карточками. Ведь у него был Славкин. Однако об этом звезда соцреализма, будто, собственно, и иные художники, вкалывавшие с «двойником», предпочитал особо не распространяться. Со Славкина были написаны таковские картины, будто «Вожди Октября» Бориса Иогансона, «Приезд Сталина к В.И. Ленину» Дмитрия Налбандяна, «У больного Ленина» Петра Котова, серия «Портреты Ленина» Петра Васильева и многие иные.
Эта вакханалия продолжалась до гроба 30-х годов, доколе тот самый Петр Васильев не показал свои рисунки Надежде Константиновне Крупской. Вдова вождя внимательно рассматривала работы, удивлялась новоиспеченным для себя ракурсам и позам, а впоследствии напрямую осведомилась художника, не употреблял ли тот услугами натурщика. Врать ветхой бабе(а Крупская в тот же год загнулась)Васильев не стал и беспорочно рассказал про Славкина и его бизнес(ибо позировал «двойник», натурально, не дарма, а с учётом своей востребованности добывал недурные гроши). Крупская была очень истрепана. Она взяла с Васильева обет отказаться от этой порочной практики, использовать в работе только подлинные подсобные материалы и для верности пожаловалась в ЦК.
Утилитарны вдруг жалобу на художников, «извращающих образ Ленина», написал директор Центрального музея им. Ленина Беляков. «Большинство художников, к сожалению, очень легко используют водящуюся иконографию В.И. Ленина(фото, портреты, рисунки и скульптуры с натуры), не изучают творений В.И. Ленина, не знакомятся с биографической литературой о В.И. Ленине», - сетовал он. «Молодчик Славкина», по словам Белякова, употребляет успехом среди ваятелей и живописцев. А сам Славкин не всего «носит одежду, похожую на ленинскую», но и занимается «восполнением недостающих документально ленинских поз». Директор также показал, что Славкин бросил работу в адвокатской конторе. И помимо позирования зарабатывает торговлей своих карточек в образе вождя. Кто мог покупать таковские фотографии?Ага кто угодно - от провинциальных художников, каким надобно было продвигать Лениниану в массы, до домов культуры и обычных граждан, желающих повестить на стену «ленинский прищур».
Жданов, какой в 1940 году был секретарем ЦК ВКП(б), пришёл в ужас. В адрес Маленкова полетела депеша: «Надобно немедля прекратить практику хождения портретов Славкина вместо Ленина», «Установить, кто это разрешил, ибо без помощи каких-либо коммунистов и государственных учреждений таковские девала всегдашне не обходятся», и, наконец, «Обеспечить контроль царства(Главлит)над фотопродукцией, владеющей общественно-политический характер». Однако выполнить, похоже, удалось всего завершающий пункт. Алкая картины, написанные со Славкина, действительно начали снимать с выставок(жертвой пал даже портрет кисти самого Герасимова), полностью остановить тиражирование его образа не удалось. Ага и будто, необычно в провинции, разберёшь - Ленин это или все-таки Славкин?( Впоследствии оказалось, что картины и скульптуры делались не всего по карточкам «двойника», однако и по освобожденной с него гипсовой личины. Ведь к оригинальной посмертной личине Ильича простые смертные доступа не владели).
«Установить, кто это разрешил», по всей видимости, тоже не получилось. По крайней мере, никаких сведений на этот счёт не водится. Со всеми художниками, натурально, проложили разъяснительную работу, застращали как могли(а они могли!) и показали во всем слушаться Комитет по делам искусств и Оргкомитет Альянса советских художников, ответственных за Лениниану в изобразительном искусстве. Что дотрагивается товарища Славкина, то он по тем временам отделался очень лёгким испугом. Под трепетом уголовной ответственности ему запретили подчёркивать сходство с вождем мирового пролетариата, позировать художникам и ваятелям в образе Ленина, а также распространять под обликом «ленинских» свои фотокарточки.
Столь «травоядное» решение, скорее итого, объяснялось не всего тем, что партийные бонзы сами прошляпили эту историю. На многих картинах Ленин-Славкин был изображён не абы с кем, а вместе со Сталиным. И кое-какие из этих картин отцу народов очень нравились. Ну и что прикажете делать?Выступать и рассказывать, что великого шефа обнимает за плечо и учит уму разуму какой-то маловразумительный человек из Стародуба?Неудивительно, что вопрос постарались замять по-быстрому и негромко.
Самому Славкину дважды повторять, натурально, не пришлось: вернувшись с допроса ни жив ни бездушен, он сразу же сбрил бороду, бросил всю одежду «вождя», перестал картавить, вновь стал звать жену Вандой, а основное, устроился на работу по специальности - в юротдел «Мясосбыта». Вяще о «ленинском» былом Иосифа Ариевича никто особо не вспоминал вплоть до 1974 года, когда в годе 89 лет он отошёл в мир другой и был погребален на Донском могильник. Вот тогда-то, видаемо, по желанию дочери(а вероятно, такова была воля усопшего), на могильной плите появилась одна из тех карточек, глядя на которую с ходу и не скажешь - Славкин это или всё-таки Ленин?
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
комментариев